О добродетели. Десять глав
Предисловие
Нужным почел я, возлюбленный, и последующее за сим включить в сию памятную запись, чтоб ты, читая, помолился Господу о мне грешном и посрамленном своими делами, и чтоб даровано мне было отпущение грехов, и сотворил я плод, благоугодный Ему, прежде нежели изыдет страшное повеление взять душу мою от тела моего. Тогда исчезнет вся оболочка человеческая. Горе тогда оскорбившему Господа Бога нашего и не покаявшемуся! Станет искать он того времени, которое погубил в нерадении, и не найдет. Итак восплачем пред Богом нашим, чтоб обрести у Него щедроты. Пока есть у нас время, побережем себя, и снищем благоволение Господне. Не о деньгах у нас забота; если и лишится кто их, то может вместо них приобрести другие. У нас в опасности душа; если погубим ее, то не можем уже возвратить, по написанному: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою? Приити бо имать Сын человеческий во славе Своей, и тогда воздаст коемуждо по деянием его (Мф.16:26.27). Если же есть воздаяние, и ни одно из дел наших не может укрыться от Бога; то почему не делаем мы доброго, чтоб воздано было нам добром, и не удерживаемся от зла, чтоб не постигли нас беды, как написано: удалися от неправеднаго, и не убоишися, и трепет не приближится тебе (Исх.54:14)? Стыжусь сказать, но по причине нерадения, какому преданы я и подобные мне ленивцы, не могу умолчать, что мирские воины, получая от царя бедные дары, усердно, не боясь даже смерти идут за него в опасность; а тем паче мы, имея такие обетования, обязаны не изменять делу правды, чтоб спастись от будущего суда. Не как с врагом будем обходиться с душою своею, которую желает присвоить Себе Бог. Размыслим, что не можем мы перенести солнечного зноя и жара в горячке: как же пренебрегаем огнем неугасимым? Но Бог да наставит нас на путь советом Своим, и да покроет крепкою Своею рукою во веки веков! Аминь.
Глава 1
Блаженны — город, в котором царствуют благочестивые, и корабль, которым правят опытные, и монастырь, которым управляют воздержные. Но горе тому городу, в котором царствуют нечестивые, и тому кораблю, которым правят неопытные, и тому монастырю, которым управляют сластолюбивые. Город, за нечестие державствующих, наполнится варварами; корабль, по неопытности кормчих, сокрушится; и монастырь, от недеятельности управляющих им, запустеет.
Глава 2
Если пребываешь на послушании у духовных отцов; то твердость веры твоей обнаруживается не тогда, как тебе прислуживают, и выслушиваешь ты льстивые речи, но когда переносишь гонения и побои. И зверь, когда благоразумно ласкают его, делается кротким и ручным. И если хочешь стать сосудом избранным, то не имей негодования на наставника; но преуспевай в покорности о Господе и в смиренномудрии; потому что для сего ты и пришел, если только, узнав наперед славу послушания, избрал для себя оное. Жизнь святых делается, брат, светлою, когда возвеличена послушанием. Служитель Господень Моисей, если не слушал учения Иофорова, то однако же покорился и служил ему, хотя и достаточно научен был в Египте. И Иисус Навин, за совершенную покорность, удостоился такого дара, чтоб стать преемником Моисею. И Самуил, находясь в послушании у священника Илии, сподобился слышать глас Божий. А Елиссей за покорность же получил милость и благодать своего учителя. Но что говорить о подобострастных нам людях? Сам Бог Слово, вочеловечившись, проводил жизнь в смирении и повиновении, как учит нас евангелист, говоря: и бе повинуяся има (Лк.2:51). Апостол же сказал еще: смирил Себе, послушив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Фил.2:81). Да и в мирском быту дети, которые не хотят перенести от родителей доброго вразумления, не малой опасности подвергают себя. Большая часть наказываемых в городах начальством терпят наказание за непослушание, непокорность и жестоковыйность. И девицы, если не слушают добрых уроков, но, отложив в сторону целомудрие, беспутствуют на площадях и улицах, — терпят за сие самые грубые оскорбления; а которые занимаются делом, проводят время в безмолвии и целомудрии, те и у людей будут почтены, и у Господа прославлены. Начал ты добрым изволением; стой в нем твердо, чтоб Господь возвеличил тебя с кроткими и смиренными в царствии небесном.
Глава 3
Если брат твой довел дело до половины, и случилось ему, заболев, возыметь нужду в тебе для окончания дела; то прими на себя попечение, и потрудись для страждущего со всем смиренномудрием. Когда же возвратится его здоровье; не желай присвоять себе дела брата своего, чтоб не навлечь тебе на себя осуждения от Господа и от людей. Может быть, помысл скажет тебе: «Божие было в этом домостроительство, что он занемог, а я вступил в дело». Но почему же не остановился ты на этой доброй мысли: «конечно, Божие было в сем домостроительство, чтоб обнаружилось, каков ты в своем произволении, — самолюбив или братолюбив?» Если же, по выздоровлении от болезни, сам он будет отказываться; то прими на себя дело с доброю совестью и с дозволения настоятеля, чтоб имети тебе свидетельство добро от внешних (1Тим.3:7). Благоговение требует правды: ибо о святейшем Симеоне, принявшем Спасителя в объятия свои, написано, что был он праведен и благочестив (Лк.2:25).
Глава 4
Будем, возлюбленный, постоянны сердцем; потому что слабость сердца противна добродетели. Потому не станем малодушествовать, если случится с нами небольшое уныние, но будем сами себя приневоливать, подобно доброму путнику. Когда случится ему ослабеть на пути, не отказывается он от цели дальнего путешествия, но утешает себя словами: «еще немного, и дойдешь до ночлега, и отдохнешь». Господь, видя, как он принуждает себя, подает ему силу, облегчая затруднения. Расслабление и леность приводят к нищете, не только в дарованиях духовных, но и в потребностях телесных.
Глава 5
Если прежде всех придешь к службе Божией и простоишь до отпуска, то да не надмевает тебя сим помысл; потому что занимающиеся рукоделием много старания и бдительности употребляют в деле своем. И не одно тело представляй Господу, но собери помышления свои в сердце смиренном; ибо высокоумие подобно норе, в которой гнездится змий и умерщвляет подходящего.
А о том, чтоб не упиваться вином и не проводить времени вместе с женщинами, кажется для меня излишним напоминать твоему боголюбию; так как всякий ясно видит, что чуждо это добродетели. Посему необходимо не в этом только одном беречься устремления бесов, но и с мужчинами не вести разговоров изнеженных, возбуждающих сладострастие и ввергающих душу в погибель. Ибо от свидания с женским полом отказываемся не потому, чтобы женщины были лукавы, но потому, что чрез свидание и беседу с женщинами врагу легко нас низложить и довести до преступления Божией заповеди. Почему надобно нам беречься отвсюду приражения лукавых духов, возлагая надежду на всеоружие и силу Святого Духа. Кто запирает от врага одну дверь, а две отворяет ему и думает о себе, что он в безопасности, тот обманывается. Посему необходимо обезопасить себя отвсюду, и не давать предлога ищущему предлогов. Бог поругаемь не бывает (Гал.6:7); и страшно впасти в руце Бога живаго (Евр.10:31). Ему слава и держава во веки! Аминь.
Глава 6
Один брат, пребывая на послушании у духовных отцов, пришел к другому брату, и сказал: «хочу отойти от духовных отцев, и безмолвствовать сам по себе». Тот отвечал ему: «у одного человека был сын, которого, взяв он, отдал на руки художнику, чтобы научил его художеству. Мальчик был невнимателен к делу. И чрез несколько дней ребенок этот приходит к отцу своему, и говорит: батюшка, возьми меня от учителя; сам по себе могу лучше выучиться художеству. Но отец его сказал ему: если, у других учась, и под руководством их, ничему ты на выучился; ты можешь ли, сын мой, сделать что один, не научившись и никому не подчиняясь, сколько должно? Вижу, сын, что худо ты учился своему художеству, и боюсь, что напрасно старался я о тебе. Поэтому примись, как следует, за работу свою, сын мой, чтоб, сделавшись художником, мог ты найти себе спокойствие: ибо ненаказанных сретает смерть (Притч.24:8). Посему и мы, возлюбленный, не будем усиливаться свергнуть с себя иго подчинения о Господе, чтоб не сделать неугодного Богу, и когда впадем в искушение, не оставаться нам без помощника. Когда Агарь, рабыня Саррина, бежала от лица госпожи своей; Ангел Божий, обретши ее, сказал ей: возвратися к госпоже своей и покорися под руку ея (Быт.16:9). Так она и сделала, как было ей сказано. Когда же пришло ей время, отпущена она вместе и с сыном ее на свободу и с путевыми запасами; и когда блуждала по пустыне, и была в опасности вместе с сыном своим Измаилом погибнуть от жажды, Бог не презрел ее. Посему и нам надобно переносить скорби великодушно, так как служащим Господу, а не людям. Пребывая на послушании, не будем творить дел непослушания, чтоб и нам не потерпеть, как потерпел Гиезий, служитель пророка Елиссея; а лучше превосходным слушанием принесем совершенный плод Господу нашему Иисусу Христу». Ему слава и держава во веки! Аминь.
Глава 7
Если кто придет к тебе, говоря таинственно: «дадим себе слово быть между собою в любви и в единомыслии, так что, если скажу что тебе, слушайся меня без всякого прекословия»; а потом, когда дадите друг другу клятву, захочет совратить тебя в грех; то не слушайся его, хотя бы обещал тебе что-нибудь великое, и сам простерся пред тобою на земле, умоляя тебя нарушить заповедь Божию. Не приими лица на душу твою (Сир.4:26). Ибо диавол умеет не только подстроить это, но и приводить места из Писания, представлять в предлог немощь плоти, и употреблять многие другие хитрости, чтоб сделать только человека преступником заповедей Божиих, и иметь чем похвалиться в рассуждении его. А мы, вразумленные его усилием и напрасным трудом, укрепимся в благочестивых мыслях. Люди, намеревающиеся выполнить собственную свою волю, лучше же сказать, волю действующего средь них диавола, много употребляют старания и искусства, чтоб цель их не осталась недостигнутою; кольми паче нам, обязавшимся вести жизнь духовную, надобно быть более сведущими и трезвенными, чтоб не хвалился в рассуждении нас диавол! По заповеди Спасителя нашего Бога надлежало вовсе не клясться (Мф.5:34). Но теперь уловлен ты словом; не пренебрегай сим; потому что за друга своего идешь в руки злых. Не даждь сна твоима очима, ниже да воздремлеши твоима веждома; да спасешися яко серна от тенет, и яко птица от сети (Притч.6:4.5). Впрочем не падай умом, и не приходи в замешательство; можно поправить дело, если впоследствии будешь иметь пред очами Господа. Поэтому будь внимателен к себе. Не связан ты клятвою, если удаляешься от зла; ибо Сам, по преизбытку человеколюбия проповедавший Евангелие в мире, Сам Господь повелел людям каяться и удерживаться от всякого греха (Мф.4:17). Смотри, не с намерением ли выполнить свои прихоти представляем в предлог клятву, как будто не в состоянии уже мы похитить себя из сетей, разумею, вражиих? Бог поругаемь не бывает (Гал.6:7), и желающим спастись подает руку. И так уклонися от зла и сотвори благо (Пс.33:15), и тем соблюди слово свое, согласно с сказавшим: от всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя (Пс.118:101).
Не угодно ли, совершенно удостоверю тебя, что не связан ты словом, если бегаешь зла, делаешь же добро, и удаляешься от всякаго человека, безчинно ходяща (2Сол.3:6)? Выслушай притчу, или лучше сказать, пример. Один человек имел у себя сына. И сын весьма почитал отца своего, старался соблюдать все его приказания, и во всем угождал отцу своему. Другой же некто, побуждаемый завистью к преспеянию юноши, и пришедши тайно, сказал: «поклянись мне в рассуждении отца своего, что сделаешь все, что ни скажу тебе, и соблюдешь это без всякого прекословия». Юноша поступил худо, и дал ему клятву. После этого сказал ему взявший с него клятву: «пойди, оскорби отца своего, нанеси ему удары, не стыдись больше лица его, и делай все, что запрещает он тебе; так как дал ты мне клятву, и не можешь преступить сказанного мне тобою». Ужели же сын согласится на такое неразумное, лучше же сказать, нечестивое дело, и из уважения к отцу не пренебрежет беззаконным его советом? — Он ответит советнику так: «вижу, что ты человек не истины держащийся, а враг, злоумышляющий против моего отца и против моей души. Но тебе не обольстить меня, как змий обольстил Еву коварством, и не вовлечь меня в нечестие злонамеренною твоею хитростью. Отец не побранит меня за то, что я не поддался твоему злочестию. Почему пренебрегаю твоим беззаконным советом, из уважения к отцу моему и ради спасения души своей, уши свои запечатлеваю крестным знамением, чтоб яд слов твоих не вливался более в слух мой, и по причине лукавства твоего, буду бегать встречи с тобою».
Повелевает же нам и Апостол отлучатися от всякаго брата безчинно ходяща. И Богу невозможно угодить злыми делами. Итак, возлюбленный, не позволяй увлекать тебя людям грешным, чтоб не прогневать тебе Отца своего небесного, делая противное заповедям Его, и не стать безответным в день суда; потому что преступлением заповедей святого Евангелия прогневаешь ты Бога. Будь внимателен к себе, учась у Пророка, в чем конец слова; ибо Пророк говорит: кляхся и поставих не то, чтоб преступать заповеди Твои и все судьбы Твои; но кляхся, сказано, и поставих сохранити заповеди Твои и все судьбы правды Твоея (Пс.118:106). И еще говорит: неправду возненавидех и омерзих: закон же Твой возлюбих (163); и этим, по милости Божией, избежишь великих искушений и опасностей. А с вынуждавшим у тебя клятву исполнится написанное: обратися болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет (Пс.7:17). Посему приобретай любовь и единомыслие, не клятвами, не ласкательствами, и не прочими непозволенными делами вынуждаемое, но утвержденное по Богу на душевном расположении. В такое единомыслие не вкрадывается ничто несправедливое, или вынужденное. И будет с тобою благодать Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки! Аминь.
Глава 8
Отказывайся заседать с еретиками и с сластолюбцами, которые не говорят ничего верного; слова их на подобие стрел язвят сердца. Видал я людей, которые развращают душу словами; таковых может быть писание символически называет изливающими семя, или прокаженными (Лев.22:4). Ибо как изливающий семя делает, по закону, нечистым все, на чем сядет, или на что плюнет (Лев.15:4.8); так и у этих людей нечистое излияние страстной души и плюновение слов делает оскверненными выслушивающих. А может быть, страстное состояние души их должно уподобить, по сказанному выше, и носящему на себе язву проказы. В лике святых всякий имел у себя пояс, стягивающий чресла и означающий строгость жития; потому что они приобрели себе всеоружие Святого Духа, и крепко препоясаны были силою Святого Духа. А эти люди, как видим, лишены сего дара, по собственному их нерадению, и чресла их не препоясаны целомудренным поясом; напротив того, все у них расслаблено и распутно, — и нравы их, и речи, и дела. Недугующий в вере говорит: «содержащим здравую веру какой причинит вред сношение с каким бы то ни было человеком, право ли он верует, или зломудрен?» А люди, преданные чреву и грубым удовольствиям, скажут: «что вредного — есть, пить, и наслаждаться? Худо телесное вожделение; худо пожелать чужого, или украсть». А если и в этом будут уличены, то скажут еще: «по тесным обстоятельствам сделал я это; украл для того, чтоб насытить голодную душу». Что нечище таких речей? Что безобразнее этой проказы? Посему Писание и не позволяет сим скверным помыслам оставаться в ограде святых душ, как и пораженным язвою проказы закон не дозволял водружать кущу среди стана сынов Израилевых. И действительно, весьма неприлично нечистые помыслы оставлять среди светлых и святых помышлений, или допускать их туда. Давая разуметь слабость, безобразие и распутство поведения сих людей, бесстыдство их произволения, недозволенность и неизвинительность дел их, закон говорит: и прокажен, на нем же есть язва, ризы его да будут раздраны, и глава его не покровена, и около уст своих да обвиется, и нечист прозовется. Вся дни, в няже будет на нем язва, нечист сый, нечист будет; отлучен да седит, вне полка да будет ему пребывание (Лев.13:45.46). Сюда принадлежат те, которые говорят: да ямы, и пием, утре бо умрем (Ис.22:13). Это слова людей, удалившихся от истины, а также и еретическое мудрование; потому что еретики, желая подкрепить свое ложное мнение, стараются представить изречения и свидетельства из божественных Писаний к развращению сердец в послушных им. О них прекрасно и сильно выразился некто из святых, так уча и говоря: «Имея у себя такое начало, о котором Пророки не проповедали, которому Господь не учил, которого Апостолы не предали, они всеми мерами хвалятся, что узнали это лучше всякого другого, вычитав в неписанных книгах; и взявшись, по пословице, вить веревки из песку, покушаются к сказанному ими приладить и достоверное, как то Господни притчи, или пророческие изречения, или апостольские слова, чтоб вымысл их не казался не имеющим свидетельства. Оставляя в стороне порядок и связь писаний, и сколько можно, разрывая члены истины, переставляют и переиначивают слова, и из одного делая другое, обольщают многих чем то не складно составленным из собранных вместе слов Господних. Если кто, взяв царское изображение, прекрасно и тщательно составленное умным художником из отличных мелких камней, и уничтожив представленный вид человека, переставит и приведет в другой вид сии камни, сделав из них образ пса или лисицы, и об этом негодном произведении вздумает дать отзыв, и скажет: «вот то самое прекрасное царское изображение, которое произвел умный художник», указывая при сем на прекрасные камни, из которых первым художником сделано было царское изображение, а последним дурное изображение пса, — и указанием на камни станет обманывать и уверять неопытных, не имеющих понятия о царском лице, что этот гнусный вид лисицы есть то самое прекрасное изображение царя; то подобным сему образом и эти люди сшивают бабии басни, собирают оттуда и отсюда слова, изречения и притчи, и хотят по своим басням преобразовать словеса Божии» [1]. И так достаточно вразумляемые примером, будем бегать от растленных речей еретических и от подражания живущим распутно, хотя, по видимому, и представляют они места из Писаний: будем бегать, чтоб, пребывая здравыми в вере и в делах, принести нам совершенный плод Господу нашему Иисусу Христу. Ему слава во веки! Аминь.
Глава 9
Вникни, смиренный монах, в тот образ, каким облекся ты; смотри, сколько разности между сим образом и мирским. Останови мысль свою на том, что им означается; и именно на том, что им доказывается отложение мирских нравов и дел, и дается напоминание о духовном делании. Поэтому не будь нерадящим о добродетели, но всеми силами старайся иметь в себе святыню, так как для сего оставил ты и мир; приобретай себе невинность, чтоб вселился в тебе Дух Святый. Выслушивай, возлюбленный, доброе наставление о Господе, и не пренебрегай оным, чтоб найти тебе успокоение в себе самом. Не внимай срамным пожеланиям и суетным ласкательствам, чтоб не обманул тебя кто-нибудь пустыми речами; не соревнуй в злых делах; не обращай внимания на чужие падения. Храни себя невинным; и если начал возгораться в тебе греховный пламень, угашай его слезами; потому что Господь спасает обращающихся к Нему. Сего проси себе у Господа, потому что Господь любит работающих Ему в святости. Драгоценное стяжание — невинность в правом помысле. Если возлюбишь ее; то будешь прославлен Господом, и во всем благоуспеешь. Слыша сие, смотри, чтоб очей ума твоего не смежил суетными домыслами диавол. Он не поможет тебе, когда повлекут тебя злые аггелы; потому что и себе помочь будет не в силах. Ему и аггелам его уготована геенна; а тебе готовится райская радость, если будешь удаляться от дел его. Радуется диавол, когда ведешь ты неприличную жизнь; но печаль ему, когда преуспеваешь ты в добрых делах. Итак не пренебрегай помянутою выше добродетелью; ибо не много утрудишься ее делании; но твердо положись на то, что скоро вкусишь плодов ее. Если же не воспользуешься полезными уроками: то раскаешься на последок твой, егда иструтся плоти тела твоего, и речеши: како возненавидех наказание, и от обличений уклонися сердце мое? Не послушах гласа наказующаго мя, и ко учащему мя не прилагах уха моего. Вмале бех во всяком зле посреде церкви и сонмища (Прит.5:11-14).
Итак не будем нерадивы в деле своего спасения, возлюбленный; не поревнуем живущим в распутстве, в гордыне и бесстрашии. Стыд и укоризны покроют ненавидящих Господа. Дни наши бегут, и конец приближается; восплачем пред Господом Богом нашим, пока не заключены в тьму кромешнюю. Можно ли будет и многими слезами возвратить нам дни сии, если проведем их в злых делах, и ни мало ими не воспользуемся? Се ныне время благоприятно: се ныне день спасения (2Кор.6:2). Блаженны трезвящиеся, потому что увенчаются они в радовании. Блажени плачущии ныне, яко тии утешатся (Мф.5:4), с избранными Божиими. Блаженны труждающиеся о Господе, потому что их ожидает райское наслаждение, которое улучить да сподобимся все мы молитвами всех благоугодивших Господу нашему Иисусу Христу. Ему слава во веки веков! Аминь.
Глава 10
Взыщем духовной жизни, возлюбленный, чтоб при деятельности, содействующей вере, оказаться тебе в той и другой человеком совершенным. К богословию же едва и тогда будем способны, когда, победив страсти, искореним в себе всякое житейское пристрастие, и не будем иметь в уме никакого предрассудка. Ибо тогда вразумляющая благодать Святого Духа, обретши в нас упокоение, просветит сердца наши, как уготованный светильник, обильный маслом и снабженный светильнею, в котором огонь, охватив собою горючее вещество, так воспламеняет светильник, что он изливает обильный свет и озаряет предстоящих. Но если мы в порабощении еще у страстей, и погрязая в них, домогаемся высшего места; то не малой подвергаемся опасности, уподобившись светильнику, лишенному елея и сгораемого вещества, который и на короткое время не может поддержать теплоту и силу огня. Поэтому надобно нам прежде позаботиться о приуготовлении себя к принятию умного света, чтоб соделаться достойными духовных дарований. Взыщем жизни духовной, чтоб освятились в нас и ум, став под властью Духа Святого, и тело, став причастным Духа.
Каждый день будем просить у Господа слез сокрушения, чтобы, когда станем плакать о грехах своих, процвела душа, избавившись от греховной засухи. Не будем нерадивы о душе своей, окопаем ее, обложив гноем, чтоб, смягчившись и воспламенившись, принесла плод благопотребный Владыке. Вместо заступа есть у нас Ветхий и Новый Завет, и вместо гноя — теплота Святого Духа. Позаботимся в этом о душе, напоявая ее слезами, чтоб, так возделываемая и орошаемая слезами, принесла она плод в правде, и чтоб, в противном случае, вознерадев о ней, и нам не сказать в час разлучения со страхом и трепетом, подобно царю амаликитскому: «тако ли горька смерть» (1 Цар.15:32)? Езекия, который во время своего здравия не был нерадив в сем деле правды, во время тесноты и смерти нашел себе утешение у Господа. Ибо когда выслушал от пророка приговор о своей смерти, обрати лице свое к стене, и помолися ко Господу, глаголя: Господи, помяни, яко со истиною ходих пред Тобою, сердцем истинным, и угодная пред очима Твоима сотворих. И плакася Езекия плачем великим (4Цар.20:2.3). Что же милосердый Господь? Скоро, и ни мало не медля, отвечал ему чрез Пророка, говоря: услышах глас молитвы твоея, и видех слезы твоя, и се прилагаю ко времени жизни твоея лет пятнадесять, и от руки царя ассирийска избавлю тя (5.6), и так далее. Видишь, сколько хорошего жить не с небрежением, но иметь всегда пред очами страх Господень? Великий страх и трепет угрожает нам. Позаботимся и мы о делах добрых, чтоб во время нужды и скорби найти нам заступника в Господе. Не забывая пред сим сказанного, будь внимателен к себе, возлюбленный, и всячески храни душу свою, чтоб не остаться тебе без искомой тобою жемчужины.
Возлюби благоговение и воздержание, чтоб получить великую пользу. Если же начнешь нерадеть, предаваясь объядению и пиянству; то погибнешь вместе с пресыщающимися роскошно: и во-первых, удалишь тем от себя Божию благодать; во-вторых, осудят тебя за сие и видящие твое бесстыдство; а в третьих, и рукоделий у каждого из нас не достанет на такие издержки; наконец, отсюда рождаются развлечения, хлопоты, лжи, неправды, частые отлучки, ласкательство пред высшими, и все тому подобное. Посему величайшее благо — благоговение и воздержание; потому что объядение разоряет, а воздержание созидает; одно же другому противоположно и одно с другим совмещено быть не может. По чему, если правым помыслом возлюбишь благоговение и воздержание: то во всех отношениях будешь возвышен; потому что благоговение учит жить уединенно, не оставаться на долго вне келлии, не сходиться с подающими худые советы. Не развлекай также мыслей светлым одеянием; не много одежд имей в своем употреблении, упражняясь в безмолвии, и посвятив себя воздержанию, не заботься о многих на себя издержках, но довольствуйся настоящим. Тремя, четырьмя или пятью сухарями, небольшим количеством чечевицы, или бобов, или зелени, удовлетворишь необходимой потребности; и во всем этом имеешь помощником и содейственником Господа, утучняющего душевные твои силы благою надеждою. А кто увлекается необузданными пожеланиями, у тех вся жизнь их в заботах. У них приходит в забвение даже самое памятование о Боге. А нет бедствий тягостнее этого; потому что при всегдашнем памятовании о Господе удаляются от души гнусные страсти, как злодеи в приближении военачальника; чрез это же устрояется Святому Духу чистое жилище. Но где нет памятования о Боге, там господствует мрак и зловоние, там совершается всякое негодное дело.
Но думаю, что есть некоторые степени жизни плотской и жития добродетельного. И диавол, изобретатель греха, увеселяясь общею нашею погибелью, доводит душу до наклонности к плотскому, понемногу увлекая, запутывая и приближая к стремнинам не очень внимательных, пока не ввергнет их в самое дно адово, соделав устраненными и отчужденными от небесного царствия; почему Апостол, как бы перечисляя некоторые ступени, низводящие в ад, говорит: явлена суть дела плотская, яже суть блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, завиды, ярости, разжжения, распри, ереси, зависти, убийства, пиянства, безчинны кличи и подобныя сим (Гал.5:19-21). Какой же конец этого — высказывает он со всею силою, говоря: яже предглаголю вам, якоже и предрекох, яко таковая творящии царствия Божия не наследят (21). Посему необходимо нам весь ум свой устремить в горнее, и не попускать ему склоняться долу — к запрещенному. Если же и запнул нас в чем враг, то скорее восстанем, чтоб, вовлекши нас в прочие злые дела и постепенно запутывая, и из одного падения ввергая в другое, не низложил напоследок в самую глубину погибели и отчаяния. Даже, если враг ввел нас и во все запрещенное, то не будем на сем останавливаться и отчаиваться в себе самих: потому что все это можно преодолеть покаянием, и стать на самом поприще благочестия. Тогда, наконец, Господь, видя в нас перемену, искреннее покаяние, и то, что Его одного возжелали мы всем сердцем, и угодное Ему творим, возглаголет нам уже не как рабам Своим, но как искренним друзьям, и воззовет нас к совершеннейшим и высшим добродетелям, говоря: друже, посяди выше (Лк.14:10), то есть, воззовет к прекрасному восхождению, возводящему на небеса, которого степени — вера, надежда, любовь и прочие плоды духа. А когда сделаемся гражданами горнего Иерусалима, тогда возрадуется сердце наше, и радости нашея никтоже возмет от нас (Ин.16:22). Господь же Бог Вседержитель советом Своим да путеводит нас и державною рукою Своею да покроет нас. Ибо горе и погибель человеку, который не имеет Бога своим помощником; так как нет иного помощника, кроме Бога живого: потому что он Господь неба и земли, и вся елика хощет, творит и на небеси горе и на земли низу, и в мори и в бездне (Пс.134:6), и несть иже воспротивится воле Его (Дан.4:34). Ему слава, величие и велелепие во веки веков! Аминь.
Примечания.
1. Св. Ириней против ересей Кн. 1. Гл. I. Отдел. XIV. По изданию Грабия.
Комментарии